В начало
Новости
 
О храме
О школе
Скачать тексты
Курсы при храме
Фотоархив

Главный алтарь посвящен преподобным Зосиме и Савватию Соловецким

Главный престол Гольяновского храма освящен в честь святых Соловецких старцев Зосимы и Савватия - первоначальников и учредителей иноческого жития на Соловецком острове.

Увеличить
Увеличить
Увеличить

 

Придел святых мучеников Адриана и Наталии

Левый придел Гольяновского храма посвящен святым мученикам: Адриану и Наталии.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить

 


Тропарь
Кондак

 Придел в честь образа Божией Матери «Живоносный Источник»

Этот придел появился в храме не так давно. На его месте, где в настоящее время красуется баптистерий, существовал источник ключевой воды. К моменту открытия храма в 1990 году, сохранились устроенные над источником перекрытия, хотя сам источник был сухим. Единственным местом для устроения храма к тому времени и было место высохшего источника. Сломав перекрытия, временно засыпав бывший источник, освободили небольшая площадь, которую за три дня и четыре ночи (соорудив иконостас, создав алтарь с жертвенником и престолом) превратили в помещение для богослужения. Святейший патриарх Пимен дал благословение освятить престол в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник».

О Голгофском Кресте храма преподобных Зосимы и Савватия

Крест сделан по образцу того креста, который находится в старообрядческой часовне московского Преображенского кладбища. Исходник был изготовлен византийскими мастерами и относится к XIV веку. Как он попал в Россию, можно только гадать. Стоит он у старообрядцев крайне невыгодно  –  поместили его в часовне, которая так мала, что и обозреть его весь сразу практически невозможно, рассматривать его там можно только по частям. Из предания известно, что Крест Христов был трехсоставным: он был изготовлен из кедра, певка (сосны) и кипариса. Поэтому, следуя этому образцу и был воспроизведен также трехсоставный Крест, который и находится теперь в нашем храме.  Изготовлялся он в Сергиевом Посаде. Вся рельефная часть Креста (Пречистое Тело Спасителя) выполнена из кипариса, сам Крест – из сосны, табличка же с надписью – из кедра. В оригинале на Кресте (у старообрядцев) надпись: «Царь Славы», на Кресте нашего храма надпись была изменена на упомянутую в Евангелии: «Иисус Назорей Царь Иудейский» -  на еврейском, греческом и римском (латинском) языках. Крест расписала Татьяна Брягина, дочь знаменитых изографов Дмитрия и Евдокии. Басмой Крест украшен только у нас в Гольянове, в оригинале басмы нет.

Роспись храма

Роспись начата была с трапезной части. Чтобы расписать храм в стиле фресок XVII века, приглашены были прославленные потомственные мастера  – Брягины (Евдокия Тимофеевна и приемная дочь Брягиных Татьяна). Успешно начатая роспись, после перерыва в работе, связанной с пристройкой и оформлением западной части храма (центрального входа), завершена была в 2005 году.

Осенью 1992 года изограф Николай Владимирович Гусев начал роспись купола и всего четверика (главная и центральная часть храма).

Николай Владимирович Гусев, по общему признанию самых прославленных деятелей искусства, являлся одним из ведущих специалистов в области древне-русской настенной живописи. Он был членом Союза художников СССР и входил в состав Центрального Совета Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры. Несмотря на крайнюю занятость, он находил время и для выступлений на конференциях, и для написания научных статей. С ним постоянно советовались ученые-искусствоведы, художники.
Огромный купол храма позволил воспроизвести купольное изображение Вседержителя из Ферапонтова монастыря. Шесть из восьми фигур архангелов в барабане и изображения четырех евангелистов в парусах также являются реконструкцией работ Дионисия, адаптированной к архитектурным особенностям храма. Материал ферапонтовских росписей использован и при разработке композиций «Рождество Христово» и «Сошествие во ад», расположенных, соответственно, на северной и южной стенах четверика. За основу Спаса - Судии в изображении «Страшного Суда» на западной стене четверика, полностью утраченного в ферапонтовской росписи, взято решение этого образа Андреем Рублевым.  Не законченный образ «Спаса-Судии», во фреске «Страшного Суда» только и принадлежит кисти Н.В.Гусева. Смерть оборвала начатый грандиозный труд изографа. Отпевали Николая Владимировича Гусева в Зосимо-Савватьевском храме, где с купола смотрел на него так им увиденный, и столь дивно запечатленный им Образ Христа.
После смерти Гусева какое-то время храм продолжала расписывать его дочь, а трапезную часть храма  семейство Брягиных. Помимо Гольяновского храма ими завершены работы еще и по росписи храма  великомученика и целителя Пантелеимона клиники Российской Академии Наук в Ясенево, - приписного храма к Гольяновскому приходу.


Ковчежцы для частиц святых мощей
Два ковчега – на 50 и на 100 мощей. Изготовлены методом маркетри (мозаика по дереву) Андреем Матвеенко.

© 2007 Храм Зосимы и Савватия Соловецких
Адрес: г.Москва, Байкальская ул., 37А
Телефон: +7 (495) 460-2240